Дизайн спасет мир? Мнение экспертов

В “Точке рождения инноваций” НИТУ МИСиС ведущие представители дизайна, науки, образования и технологий собрались под крылом магистерской программы "Промдизайн и инжиниринг" поговорить о том, какое влияние оказывает дизайн на современный мир.

Яркий спор вызвала тема sustainable design. Так, шеф-дизайнер 2050.ЛАБ Алексей Шаршаков отметил, что чаще всего под устойчивым дизайном имеется в виду экологичный дизайн, и к этому есть ряд вопросов.

 “Многим кажется, что если ты нарисовал что-то зеленой краской на предмете, то все, можно считать, что он экологичный. Но на самом деле, все, что может сделать производитель с точки зрения этого устойчивого дизайна, - это увеличить срок службы тех объектов, которые он выпускает, - считает Шаршаков. - Например у меня есть электробритва, и я должен пользоваться ей всю жизнь. У меня не должно появляться желание купить новую бритву через год. И в этом смысле мы должны отойти на 30-40 лет назад, а это противоречит маркетингу и рынку. Поэтому сейчас я смотрю на всю эту историю экологичности и устойчивого дизайна как просто на маркетинговый ход. Вот если бы экологичные материалы могли производиться в промышленных масштабах, тогда бы это работало”. 

Вместе с тем генеральный директор компании “2050.АТ” Максим Канищев подчеркнул, что, говоря об устойчивом дизайне и создавая какой-то новый объект или форму, дизайнер должен думать о том, как этот объект будет использоваться дальше: насколько он будет перерабатываем и экологичен. “Мы с командой сейчас пытаемся составить карбоновый рейтинг вещей. Понятно, что если взять два на первый взгляд почти одинаковых фена, карбоновый рейтинг у них будет разный, потому что эти фены разной формы, они сделаны в разных странах из разных материалов, потребляют разное количество электроэнергии и служат разное время. Их функциональная задача одинаковая, а вред, который они наносят природе, - разный. Людей становится больше, и фенов им нужно больше, и дизайнер должен об этом хотя бы задумываться”, - считает Канищев. 

Говоря о том, кто же спасет мир, директор по развитию 2050.ЛАБ и модератор дискуссии Елена Пантелеева отметила, что существует мнение, что заказчики дизайна спасут мир, а не сами дизайнеры. С этим не согласился вице-президент Сбербанка Альберт Ефимов: “Если я и имею какое-то отношение к дизайну, то в основном в роли заказчика. И если мы поручим спасать мир заказчикам дизайна, то все, пора бежать с этого корабля, потому что если они и будут что-то спасать, то свой бизнес. И это их обязанность. Так что если задача спасения мира на ком-то и лежит, то она лежит на нас с вами как на личностях”. 

Он также выразил мнение, что сейчас дизайн переметнулся на сторону заказчика, которому нужна привлекательность предмета в глазах покупателей. А для того, чтобы спасти мир с помощью дизайна, его нужно вернуть к истокам: “Дизайн ведь возник примерно между двумя мировыми войнами, и его задача в то время заключалась в том, чтобы защитить человека от жестокого окружающего мира, который мог нанести такой вред, который мы сейчас даже представить не можем, живя 70 лет в условиях глобального мира”. 

К единому мнению участники дискуссии, в том числе доцент кафедры дизайна средств транспорта МГХПА им.Строганова Алексей Якименко и директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко, пришли по поводу важности прорывных дизайн-идей в кризисные времена, а также отметили ценность современных музеев в создании сообщества.

Дискуссия проходила в рамках образовательной программы конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2022, генеральным партнером которого является 2050.ЛАБ. Посмотреть запись можно здесь.

Поделиться: