В отношении к китайскому автопрому у многих все еще сквозит легкое высокомерие. И это, кажется, наша общая ошибка.
Алексей Шаршаков
Шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ
В обучении любому ремеслу важным элементом является копирование. Будь то инженерное дело или художественный промысел. Ничего зазорного в этом нет. Посмотри, как делают другие, проанализируй и сделай лучше.
Автомобиль как объект, как явление, появился не в Америке, а в Европе. И вся история азиатского автомобилестроения — это копирование. Такой путь прошли и японские автопроизводители, и корейские.
Показательно, что в середине прошлого века «Сделано в Японии» было признаком плохого качества. Но в послевоенные годы Япония активно импортировала технологии, улучшала их, и не менее активно экспортировала товары. Не тратя ресурсы на исследования и разработку технологий. В итоге мы видим, что «Сделано в Японии» — сейчас своего рода знак качества, признак надежности. И теперь мы знаем Sony, Hitachi, Panasonic, а вот американского производителя радиоэлектроники назовем не сразу.
Та же история произошла с автомобилями. Сейчас Toyota лидирует по продажам автомобилей.
Похожий путь прошли корейские автоконцерны. Те, что были в роли «бедных родственников» в конце 90-х, стали лидерами в отдельных классах и даже «законодателями мод» (посмотрите на современную светотехнику Hyundai).
Сейчас ситуация немного другая. Глобализация сделала свое дело. Азиатские компании открывают свои дизайн и R&D центры в Европе и Америке. Нанимают дизайнеров, чья эстетика понятна европейцам, что влияет на популярность азиатских автомобилей по всему миру.
За 30 лет объём производства автомобилей в Китае вырос почти в 300 раз: в 2022 г. в стране выпустили около 27 млн машин, хотя в 1980-х этот показатель не приближался и к 500 тыс. единиц.
Китайские автопроизводители сейчас предлагают довольно актуальный дизайн. «Нелепыми» их машины уже не назовешь. Когда китайские инженеры «научат» автомобили правильно ездить, единственным, но очень важным отличием от мировых автобрендов станет отсутствие легенды. Образ, стоящий за марками BMW, Mercedes или Ferrari, невозможно создать за короткое время, как невозможно повзрослеть усилием воли. А эта мифология очень важна для покупателей, ведь, кроме самого автомобиля, мы покупаем принадлежность к сообществу. Но эта легенда, пожалуй, единственный уникальный актив, который остался у традиционных автопроизводителей.
Станут ли «китайцы» законодателями мод в мировом автомобильном дизайне? Вполне может произойти так, что роль автомобиля и его дизайна в нашей жизни изменится и сведется к функции. То есть автомобиль перестанет быть отражением или продолжением человеческой индивидуальности, неким высказыванием владельца, а станет просто средством передвижения, как лифт, например. Бизнес каршеринга хорошо иллюстрирует эту тенденцию.
По сути, это какие-то «автомобили», на которых я могу доехать из точки «а» в точку «б». Обилие китайских автомобильных марок и моделей хорошо ложится в эту тенденцию обезличивания. Неспециалист вряд ли сможет разобраться и как-то структурировать это разнообразие. Раньше можно было пенять на низкое качество китайских автомобилей, но сейчас оно уже приемлемое и, думаю, еще подтянется.
Смотрите, по итогам 2022 г. рост производства в сегменте электрокаров в Китае составил 96,9% и достиг 7,06 млн автомобилей.
Поэтому осознанная или невольная стратегия китайских производителей — не играть по сложившимся правилам мирового автопрома — весьма эффективна. Об этом говорят и продажи китайских автомобилей.
Если продолжать тему заимствований, то вспомним, что истинно народные советские автомобили — это европейские модели, приобретенные вместе с заводами. Сравнивать же наш автопром с китайским по меньшей мере некорректно. И вряд ли мы пойдем китайским путем. Не тот масштаб. Конкурировать с ними по объемам и инновациям мы не сможем. Достаточно сравнить, сколько моделей одновременно производится в Китае и сколько в России.
Однако у «наших» автомобилей есть свои, довольно устойчивые спрос и ниша. И сейчас, в период массового пришествия «китайцев» на рынок, важно их не уступить.