Умный транспорт: как это устроено

16 дек 2021 Новости
Умный транспорт: как это устроено

Что такое умный транспорт и чем он отличается от беспилотного? Действительно ли он более экологичен? И кто в ответе за происшествия с умными автомобилями, за рулем которых никто не сидит?

На эти и другие вопросы об умном транспорте отвечает дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ, обладатель премии Red Dot Design Award 2021 в номинации «Транспорт» Никита Павлов.

Что такое умный транспорт?

При упоминании “умного транспорта” большинство все-таки думают о беспилотниках, то есть автономных автомобилях. И это отчасти верно, но стоит понимать это словосочетание как можно шире - как общий термин для прогрессивных решений в области транспорта.

Транспорт - это тоже глобальное понятие, которое включает в себя не только автомобили, но и, можно сказать, все, что движется. И умный транспорт - это не только беспилотники, а целая экосистема, которая содержит в себе множество отраслей и компаний. 

Что это за элементы экосистемы? 

Их огромное количество. Например, если мы говорим именно о беспилотных автомобилях, то начнем с того, что они все же чем-то управляются. Это происходит с помощью интернета, а этот интернет кто-то раздает. Прежде, чем использовать этот автомобиль, мы оплачиваем поездку, потом его кто-то обслуживает - для этого тоже нужна специальная инфраструктура. Получается, что в эту экосистему вовлечены все, начиная от провайдера сотовой связи и заканчивая производителем умного транспорта. 

Сейчас, в эпоху промышленной революции и всеобщей дигитализации автомобиль перестает быть просто средством перемещения, а становится чем-то большим. Соединенный с окружением через интернет и интернет вещей, он обрастает той самой экосистемой. Обычный автомобиль или автобус становится связанными с архитектурой, средой вокруг и обществом, например, посредством приложений. И в этом, кстати, большую роль играет UI/UX дизайн.

А какую роль играет промышленный дизайн? 

Промышленный дизайн является связующим звеном в этой экосистеме, ведь умный транспорт должен обладать такими свойствами как доступность, гибкость, безопасность, эффективность и экологичность. И часто именно дизайнеры предлагают какие-то новые ходы, функции и решения, которые позволяют объекту приобрести эти свойства.

Что именно нужно потребителю, дизайнеры понимают, проводя большие исследования и изучая нужды потребителя и тренды. Мы смотрим на аналоги и анализируем, с какими проблемами они сталкиваются, чтобы не повторять их в новом продукте. 

Зачем вообще нам нужен умный транспорт? 

Прежде всего для безопасности. При использовании беспилотных автомобилей мы исключаем человеческий фактор во время вождения - нюансы волнения, невнимательности, неадекватного состояния. Все это уходит, когда искусственный интеллект полностью берет на себя контроль. Может быть для кого-то это звучит страшно, но на самом деле это является большим гарантом нашей безопасности, чем мы сами. Да, все это можно взломать, как и любую автоматизированную систему, но системы безопасности постоянно совершенствуются. 

Но вообще умный транспорт - это не только безопасность и эффективность, но и то, что в английском языке называют “sustainability”, то есть экологичность и разумное ресурсопотребление. С помощью искусственного интеллекта мы точно можем подсчитать, сколько автомобилей необходимо какому-то сервису или автобусов городу. Таким образом мы избавляемся от проблемы перепроизводства и повышенных ресурсозатрат, а это положительно сказывается на экологической обстановке и экономике. 

А что насчет источников энергии? Умный транспорт будет работать только на электричестве? 

Нет, не только. Еще обсуждается использование водородных батарей или водородного топлива, но все равно их энергия в итоге перерабатывается в электричество. Есть много разных мнений насчет электрических батарей. Например, считается, что автомобили с ДВС, то есть двигетелем внутреннего сгорания, и топливные автомобили производят огромное количество выбросов, а электромобили их не создают вообще, и поэтому электричество невероятно экологично. Но нельзя забывать, что производство электромобилей намного грязнее, чем производство обычных современных машин.

Как устроены беспилотники? 

Вообще существует пять уровней автономности. Первый - это обычная современная машина, которая оборудована ABS (антиблокировочная система тормозов) или круиз-контролем, а пятый уровень - это стопроцентно беспилотный автомобиль. Такие пока что по улицам нигде не ездят, разве что только какие-то рабочие прототипы. Те беспилотники, которые мы сейчас видим в городах, например, от Яндекса, Сбера или Google - это примерно четвертый и третий уровень автономности, то есть машина двигается сама, но оператор обязан следить за дорогой. 

Если говорить об устройстве таких автомобилей, то есть два основных момента - лидары и радары. Лидар - это лазерный дальномер, который сканирует все вокруг в радиусе порядка сотни метров. А радары работают на радиотехнологиях - это своего рода глаза автомобиля. Они сканируют местность вокруг и видят помехи: пешеходов, другие автомобили, какие-то препятствия. Кроме этого в беспилотниках, безусловно, есть камеры и бортовой компьютер, который  считывает всю эту информацию и синхронизируется с облаком данных и онлайн-картами. 

Не надо ли все-таки оставлять возможность ручного управления? 

Надо. У людей должна быть возможность выскочить из этой виртуальной среды. то очень важно. Я работал над некоторыми проектами в компании Renault, и там мы проводили исследования по беспилотникам. Так вот, очень многие участники опроса отмечали, что им хочется иметь какой-то аварийный выход в оффлайн. Поэтому я, как дизайнер,предложил бы изначально внедрять какую-то кнопку “оффлайн”, чтобы человек в случае непредвиденного угона или ситуации, когда села батарея, мог бы просто нажать условный рубильник и вручную остановить автомобиль. 

Я сидел внутри беспилотной машины во Франции, и это, конечно, пока что вызывает очень специфические ощущения. Вроде бы все происходит по-обычному, но никто автомобилем не управляет. Смешанные чувства от поездки.

Кто будет нести ответственность, если водителя в автомобиле нет? 

По моему мнению, если мы говорим о пятом уровне автономности, то ответственность должна нести компания или отдел, который отвечает за мониторинг. Например, если вспомнить инциденты, которые случались с Tesla, то стоит отметить, что там все-таки виноват человек, потому что это другой уровень автономности. Там есть оператор, который обязан следить за дорогой и беспилотником. 

Илон Маск говорил о произошедших инцидентах, что их стоит воспринимать так, будто вы застряли в лифте. В такой ситуации вы вряд ли будете подавать в суд на производителя лифта, а скорее всего будете жаловаться управляющей компании. По его словам, будет странно, если в случае аварии, вы будете подавать в суд на производителя машины. Но есть и другая позиция: компания Volvo заявила, что будет брать на себя ответственность, если произойдет какая-то авария с участием их беспилотника. Кто же прав?

На мой взгляд, эти две позиции отлично иллюстрируют те страны, которые производят эти автомобили. В Скандинавии особый подход ко всему, и люди принимают ту ответственность, которая на них ложится. А в случае с Илоном Маском, мне кажется, он немного лукавит, потому что ведь это его Tesla попала в аварию и ему, как бизнесмену, это просто не выгодно. 

И в любом случае, кончено, есть разница между лифтом и проблемой, которая случилась с беспилотной Теслой. 

Массовое распространение умного транспорта - это дело ближайшего будущего или пока еще только что-то из области фантастики?

Возможно все это может показаться каким-то оторванным от реальности, но на самом деле беспилотный и умный транспорт уже существует. Это касается прежде всего рельсового транспорта. Во многих городах метро уже давно, примерно с 80-х годов, является беспилотным. Например, вы можете увидеть беспилотный монорельс в Токио, несколько веток такого метро в Париже или в Турине. Самый яркий пример умного и беспилотного транспорта - это общественный транспорт Сингапура. В свое время правительство этой страны искало прогрессивные решения для разгрузки транспортной системы, и сейчас это самая крупная беспилотная сеть транспорта, которая существует в мире - примерно 203 км дорог. 

И, говоря о городах с умным транспортом, нужно помнить, что умный транспорт нельзя воспринимать отдельно от умного города. 

Умные города - это такое понимание города будущего, в котором все автоматизировано. И в мире уже есть несколько примеров умных городов, которые сейчас строятся с нуля. Например, бизнес-квартал Сонгдо. Он был построен примерно в часе езды от Сеула. В его программе заложено все вплоть до пневмооткачки мусора из квартир сразу в переработку. В этом городе не планировалось ни одного обычного автомобиля - только беспилотники. И кажется, что все кажется здорово и замечательно. И в целом это так, но люди не спешат туда переезжать, потому что город расположен далеко от Сеула, а цены достаточно высоки. 

Но все впереди. Я уверен, что все эти концепты скоро станут частью нашей повседневной жизни, и это не мы переедем в города, которые пока выглядят как какие-то резервации, а эти резервации переедут к нам со всеми своими инновациями. Мы же в какой-то момент прекратили пользоваться обычными такси и перешли на агрегаторы, перестали слушать CD и стали подписываться на специальные сервисы вроде Apple Music. С умными городами будет точно так же.

Все это уже может стать нашим завтра. 


Диалог об умном транспорте прошел в рамках образовательной программы конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2022, генеральным партнером которого является 2050.ЛАБ. Модератором выступила директор по развитию 2050.ЛАБ, руководитель магистерской программы «Промдизайн и инжиниринг» НИТУ МИСиС Елена Пантелеева.

Видеоверсию можно посмотреть здесь.

Другие материалы

Читать все