Интервью с Анной Кулешовой, директором по проектам Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.
– Проектирование продукции транспортного машиностроения: как организована работа специалистов и насколько важно выполнять такое проектирование с учётом сокращения сроков на разработку продукции?
Организацию совместной работы мы регулярно обсуждаем с «ТМХ Инжиниринг», поскольку действительно дизайн-процессы существенно отличаются от процесса разработки по ЕСКД. И только в тесной связке с инженерами и конструкторами, в постоянных совместных итерациях работы над будущей техникой удаётся укладываться в сроки. Важно понимать, что инжиниринг и дизайн — это не последовательные процессы, это именно тесное взаимодействие в ходе всей разработки техники, поскольку конструктив и форма объекта влияют друг на друга и постоянно перерабатываются и улучшаются при разработке.
– Развитие школы дизайна транспортных средств на базе 2050: как поставлена работа с кадрами и каков потенциал выполнения внешних заказов по разработке новых видов продукции?
Можно сказать, что работа с кадрами – это ключевой вопрос индустрии. Он актуален для многих отраслей. В стране не хватает инженеров, ученых, IT-специалистов. Есть огромный дефицит и в области промышленного дизайна. Сейчас эта сфера активно развивается – постепенно предприятия понимают необходимость привлечения дизайн-команды к работе над продуктом. С расширением пула компаний растёт и потребность в специалистах – дизайнерах, визуализаторе, конструкторах, моделлерах.
Для поиска специалистов мы активно работаем с образовательными учреждениями, включая Академию Штиглица, Строгановку, МГТУ им. Баумана, Московский политех, ВШЭ, Британку и МИИТ.
Многие из тех, кто познакомился с нашей компанией, продолжает работу с нами. В 2021 году мы создали магистерскую программу «Промышленный дизайн и инжиниринг» в НИТУ МИСИС. Сейчас учится уже третий поток ребят. И если раньше студенты приходили, не всегда понимая специфику будущей работы, то сейчас у них все больше осознанности. Помимо этого, мы проводим ежегодный крутой и масштабный проект – всероссийский конкурс цифрового проектирования Design Challenge (https://2050contest.ru). Это уникальная возможность для молодых талантов заявить о себе, реализовать крутой проект в портфолио, выиграть классные призы и получить дополнительные баллы при поступлении в магистратуру. Конкурс с каждым годом всё более популярен. Нашими индустриальными партнерами в нем были в разные годы такие компании, как ТМХ, МТС, «Сплат» и ряд других промышленных компаний.
Также у 2050.ЛАБ есть собственный образовательный центр, в котором мы проводим курсы повышения квалификации и различные программы по промдизайну. Поскольку, как я сказала, эта область становится всё более востребованной. И востребованной у компаний абсолютно разных сфер Отвечая на вторую часть вопроса, скажу, что промдизайн – это абсолютно весь предметный мир, любой серийно изготавливаемый объект. Гаджеты, транспорт, механизмы, станки и оборудование – всё, что нас окружает. Мы не ограничены одним транспортом — только за прошедший год мы поработали и над лифтами с компанией MEL, и над линейкой бытовой техники для бренда Kitfort, и над товарами массового потребления со Spin&Clean.
– Какие факторы можно выделить как стимулирующие развитие культуры дизайна: цифровизация, аутсорсинг или развитие материалов и технологий?
Мы не будем отвечать за весь дизайн, но в промышленном дизайне основных двигателей несколько.
– Конкуренция на внутреннем рынке и потенциал развития на внешнем рынке: насколько престижно работать в международных проектах для команды 2050 и насколько актуально привлекать международные дизайнерские коллективы для выполнения работ?
Международные проекты позволяют соединять разные школы дизайна, культуры и специалистов, создавая более интересные и нетиповые решения. Это также справедливо и для пересечения отраслей промышленности — происходит, что называется, «перекрестное опыление».
Сталкиваясь с объектами из непривычной сферы, дизайнеры могут предлагать непривычные, уникальные решения для одной отрасли из другой, тем самым кратно улучшая проект в целом. Например, что общего может быть у сельскохозяйственного опрыскивателя и самолетов? Эти отрасли не пересекаются, специалисты из них друг с другом не общаются, и знания не передаются. При этом и для опрыскивателя, и для самолета (и даже для локомотива) вес машины — очень существенный показатель. Используя авиационные решения в опрыскивателе, мы делаем его легче, а значит, он сможет перевозить больше удобрений, делать меньше циклов загрузки, работать эффективнее — это большое конкурентное преимущество для машины.
Так же и с международными проектами, такая работа значимо повышает компетенции специалистов и кругозор. Насмотренность — в принципе, один из самых важных инструментов дизайнера. Когда мы проводим исследование на старте любого нового проекта, мы никогда не ограничиваем себя решениями только конкретной страны — понятно, у всех есть свои культурные особенности, но интеграция мирового опыта в работу обогащает проект и решения в нём.