ПМЭФ-2024: Промышленный дизайн – точка рождения инноваций

10 июн 2024 Новости
ПМЭФ-2024: Промышленный дизайн – точка рождения инноваций

В гостях открытой студии «Комсомольской правды» побывала генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская

Разговор с Дарьей мы начали, как говорится, с азов.

- Зачем нужен промышленный дизайн?

- Промышленный дизайн касается непосредственно всего, что производит промышленность, то есть всей серийной продукции, - ответила Дарья. - Начиная от мебели, которая нас с вами окружает, гаджеты, микрофоны. Весь предметный мир, включая тяжелую промышленность, транспортное машиностроение, станки, оборудование. Все это придумывают не только инженеры, но и промышленные дизайнеры. Поэтому, по сути, промышленный дизайн формирует нашу с вами среду. Причем не сегодня, а то, что будет завтра. Мы работаем над проектами, которые появятся через год, три, пять.

- Насколько тема экологичного дизайна актуальна для отрасли?

- Мы очень много внимания уделяем социальным проектам, в том числе созданию безбарьерной среды на пассажирском транспорте. Транспортная составляющая в нашем Национальном центре промышленного дизайна - одна из ключевых. И многие наши разработки и проекты касаются, в том числе, людей с ограниченными возможностями. Это очень важное направление, которому, безусловно, необходимо уделять внимание.


ДИЗАЙН-КОД


- На каком уровне находится российский промышленный дизайн? Мы смогли сделать что-то свое лучшее, уникальное?

- Мы это делаем каждый день. На самом деле, во-первых, промышленный дизайн в России точно есть. И это очень динамично развивающаяся отрасль. И промышленный дизайн появился не сегодня, и не вчера, и не последние пару лет, когда это стало на пике актуальности. И в Советском Союзе тоже большая, сложная и успешная школа промышленного дизайна существовала. Мы опираемся, в том числе, на эти традиции. Но сейчас пришло время перепридумать промышленный дизайн российской промышленности, чтобы у нашей страны появился свой не только культурный код, но и дизайн-код, бренд-ДНК российской промышленности. Вот наши усилия направлены ровно на это.

- Как это может выглядеть?

- Это может выглядеть фантастически. Большая кропотливая работа, которая, естественно, займет достаточно много времени. И это точно будет реализовано не только усилиями нашего Национального центра промышленного дизайна 2050 Lab, но мы здесь, по сути, как точка сборки всего профессионального сообщества, потому что только всем вместе можно, объединив усилия, сделать нашу промышленность не только технологичной, инновационной, но еще и узнаваемой по системе каких-то стилеобразующих элементов во всем мире. Любой человек в любой стране, зайдя в пассажирский поезд или придя на работу к какому-то станку, должен сразу считать, что это российский бренд. Есть уже успешные примеры. Мы взаимодействуем с индустриальным партнером «Трансмашхолдинг». Мы сделали для них такой бренд-ДНК именно в продукции железнодорожной рельсовой техники для того, чтобы она была узнаваема. И мы сделали объединяющие стилистические ключи, которые позволяют узнавать продукцию ТМХ во всем мире. То же самое можно сделать по всем другим направлениям.


КАК НАУЧИТЬСЯ?


- Насколько промышленный дизайн актуальная профессия? Куда можно пойти учиться для того, чтобы стать промышленным дизайнером?

- Существует статистика одного достаточно известного рекрутингового агентства, которая подтверждает, что за последний год спрос на промышленных дизайнеров в России вырос на 31%. На треть выросла востребованность этой профессии. И мы со своей стороны это поняли намного раньше, что эта профессия - профессия будущего. Не все учебные заведения в России так быстро могут реагировать и перестраиваться на новые требования экономики, поэтому мы запустили собственные образовательные программы, в том числе, в НИТУ МИСиС действует магистерская программа.

Если вдруг вы сейчас раздумываете, куда пойти учиться, промышленный дизайн – это успешная, востребованная профессия, без работы не останетесь. И уровень дохода промышленных дизайнеров высокий.


ПОЕЗД ИЛИ ЧАЙНИК?


- Что создать сложнее - промышленный дизайн поезда или чайника?

- Ни то, ни другое нельзя назвать ни простым, ни сложным. Все требует погружения, включенности, исследования, изучения рынка, существующей линейки продукции, технических требований, ограничений, регламентов, норм, требований безопасности, экономической составляющей. Мы же не можем делать дизайн, который будет настолько прекрасен и настолько же дорогой. Мы должны следовать за задачами бизнеса. Промышленный дизайн – это про бизнес, про конкурентоспособность. Недавно Российский союз промышленников и предпринимателей проводил исследование. Согласно ему, 65% компаний с выручкой больше 10 млрд рублей, считают инвестиции в промышленный дизайн вложением в собственную конкурентоспособность. Мы уже решили, что промышленные дизайнеры немного волшебники.

- Почему немного?

- Кажется, что все уже изобретено и сделано. Как сделать что-то новое в дизайне? Промышленный дизайн, с одной стороны, следует за тенденциями развития промышленности, а с другой стороны, эти тенденции и определяет во многом. Промышленный дизайн - это точка рождения инноваций. Именно промышленные дизайнеры привносят новые технологии, новые материалы, новые решения, новую эргономику, изучают пользовательский опыт. А мы с вами, как пользователи тех же гаджетов, насколько за последние 5-10 лет ушли вперед. Вы помните, какой телефон у вас был 10 лет назад, и какой сегодня? Это две большие разницы. Поэтому, естественно, промышленный дизайн определяет эти тенденции.


Другие материалы

Читать все