Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Дарья Топильская посетила открытую студию «Комсомольской правды» на площадке Восточного экономического форума во Владивостоке, где рассказала о последних тенденциях в промышленном дизайне России.
- Дарья, ВЭФ – форум экономический. Какие цели ставите перед собой?
- Нас вообще привлекает этот форум. Для нас Дальний Восток - родной край, поэтому мы с удовольствием приезжаем сюда на форум и участвуем в любой активности. Чтобы помочь региону развивать в том числе промышленный дизайн. В этом году мы участвовали на сессии, которую организовал Фонд «Инносоциум», обсуждали индустриальное партнерство в промышленном дизайне. А также искусственный интеллект и технологии в области креативного бизнеса. Мне кажется, эта тема очень актуальна. Ее нужно дальше двигать, мы этому активно помогаем.
- На площадке ВЭФа дизайн вступил в конкуренцию: я видел и ваши лифты, и лифты дизайнера Артемия Лебедева. Как определить, какой дизайн лучше?
- Лучше тот, что делает человека счастливее. Промышленный дизайн делает все для того, чтобы вы, как пользователи тех же самых лифтов, заходя в кабину и поднимаясь на этаж, чувствовали себя комфортно, удобно и, может быть, даже чуть более радостно, чем пять минут назад. Дизайн, с точки зрения вкусовщины, сравнивать бессмысленно. Кому-то нравится одно, кому-то другое, кому-то нравятся темные цвета, кому-то контрастные, кому-то светлые. Но хороший дизайн – это дизайн, в котором ты не чувствуешь дизайна, в котором ты просто чувствуешь себя хорошо, удобно, в котором тебе приятно находиться. Дизайн, который не заставляет тебя задумываться: как этими кнопками вообще пользоваться, где вообще эти кнопки? Интуитивно понятный дизайн позволяет с человека снимать необходимость принимать какие-то дополнительные решения, которые могут его отвлечь от его обычной жизни, удобной и комфортной.
Мы делаем дизайны лифтов для компании «МЭЛ», сейчас выиграли новый тендер с «Мослифт». Проект лифта Артемия Лебедева - очень красивый, современный, технологичный. Сравнивать их бессмысленно, потому что все сделано хорошо. Ими, я надеюсь, удобно будет пользоваться. С точки зрения технологии - другой разговор. Насколько много используется новых технологий и в производстве дизайна, и в производстве самого лифта, это уже зависит очень сильно от выстроенных взаимоотношений - дизайнер и заказчик.
- Сейчас очень актуален вопрос использования нейросетей и искусственного интеллекта в различных областях производства. Как обстоит дело с внедрением искусственного интеллекта в промышленном дизайне?
- Это ключевая тема форума для нас и вообще последнего времени. Все технологии в промышленном дизайне условно можно разделить на две большие группы. Первая–технологии, связанные непосредственно с производством. Можно нарисовать какую угодно дизайн-концепцию. Можно сделать что-то космическое, вроде летающего такси в «Пятом элементе». Но кто это построит? Несмотря на то, что у нас дизайн-команда действительно очень креативная и постоянно ищет какие-то трендовые решения, но нам важно, чтобы наш продукт был реализован, как говорится, в железе. Чтобы можно было его потрогать и им воспользоваться. Мы напрямую работаем с заказчиком и ориентируемся, конечно, на техзадание, в котором прописаны, в том числе, возможности производителя. Конечно, мы предлагаем новые решения. Конечно, мы следим за трендами. И даже тренды сами и создаем. Вообще промышленный дизайн - точка рождения инноваций и новых технологий. И, конечно, мы стараемся наших заказчиков - российских промышленников – немножко подталкивать в сторону развития технологий и выхода за рамки привычных сценариев. Тем не менее, промышленный дизайн создает серийную продукцию, то, чем будут пользоваться потом многие люди. И просто ради дизайна менять всю технологическую цепочку не каждый производитель вообще готов. Это большие инвестиции, нужно в них поверить и пойти на эксперимент. Есть производители, готовые к таким экспериментам, но в основной массе наша российская промышленность пока еще достаточно консервативна. Поэтому технологии производства, насколько они инновационны, зависят не совсем от нас, а в большей степени от предприятий.
И вторая группа - искусственный интеллект. Это как раз технология для дизайнеров, технология как инструмент. И тот самый искусственный интеллект, конечно, мы тоже используем. Но что такое искусственный интеллект для производства и для дизайна? По сути, это быстрый способ создать удобный массовый продукт. Удобный в смысле немножко средненький, тот, что понравится большинству. Искусственный интеллект может генерировать огромное количество вариантов, например, когда мы занимаемся поиском какого-то образа. Возьмем локомотив. Мы делали для «Трансмашхолдинга» дизайн маски локомотива «Ермак», который на Транссибирской магистрали уже возит грузовые поезда. Конечно, можно использовать нейросети для поиска каких-то образов, вариантов для вдохновения. Но никогда искусственный интеллект сам не создаст, не построит и не разработает документацию такого локомотива от ноля до полного комплекта. Это 10 тысяч узлов и деталей. Это сложная инженерная конструкция, это такая большая железная сложная машина, над которой работает огромное количество людей, которая регламентируется ГОСТами, СанПиНами, правилами безопасности, габаритности и много чем еще. Поэтому здесь все равно самая главная технология - человек. Человек, который отбирает из общей массы, сгенерированной нейросетью, лучшие варианты, использует это как базу для своего вдохновения и дальше работает уже непосредственно над проектом, руками на земле.
Мы используем для исследования искусственный интеллект, когда нам нужно собрать данные. Или, например, в каком-то поиске вариантов ливрей (внешней окраски – «КП») для тех же поездов. Но принимать решение все равно будет человек. Инновации сами себя не внедрят и технологии сами себя не придумают. Поэтому человеческий фактор еще долго будет решающим.
- Вы в своей работе какие еще передовые технологии используете?
- VR-технологии. Когда мы делаем новый дизайн кабины машиниста локомотива, поезда метро, мы собираем быстрый макет из простых материалов. С помощью VR-технологий создаем виртуальную среду будущей кабины на основе нашего дизайна. А затем накладываем одно на другое. Человек, находясь в макете, ощущает габариты, понимает, что задевает плечами, где дотягивается, а где не дотягивается рука до кнопки… Можешь принять решение, удобно ли тебе в этой кабине? Проблема цифровых технологий именно в виртуальности, ее не можешь пощупать и ощутить на себе.
Поэтому, мы начинали пять лет назад (а в этом году мы отметили первую значимую дату) именно как дизайн-студия на цифровых решениях: было много-много компьютеров, дизайнеров, которые создают с помощью специализированного ПО проекты. Но спустя два-три года пришли к пониманию, что нужно возвращать «ламповые» технологии. Организовали свою макетную мастерскую: быстрые макеты, тот же пенопласт, древесные конструкции, пластилин. Опытные специалисты помнят, что в автомобильном дизайне еще давно использовали промышленный пластилин для того, чтобы создать форму будущего автомобиля. Мы, конечно, не лепим из пластилина весь вагон целиком или кабину лифта, но какие-то детали и узлы – очень часто. Например, у нас есть автомобильный проект, и там сложная конструкция руля: решили придумать не круглый, а немного другой. На экране выглядело очень красиво. Но чтобы понять, а удобно его будет держать в руках и этим пользоваться, вылепили его из пластилина. Поняли, где удобно, неудобно, где лучше сделать кнопки, как держать, как этим всем пользоваться, и тут же скорректировали в дизайн-проекте.
В этом смысле новые технологии, в том числе искусственный интеллект, помогают нам оптимизировать процесс, быстро принимать решения и попробовать. Тот же VR плюс простой макет - это не то же самое ни по времени, ни по деньгам, чем полнофункциональный, огромный дорогой макет, построенный из серийных материалов. То есть мы сокращаем расходы, время, быстро принимаем решения, оперативно корректируем. Это хороший помощник! Поэтому в любом случае технология не заменит наших прекрасных дизайнеров, не на нашем веку, но они здорово помогают.
- Может ли рядовой человек повлиять на дизайнера, выбрать то, что ему нравится, еще до того, как изделие пошло в серию?
- Обычно каждый человек голосует за удачный дизайн своим кошельком. Но бывают ситуации, когда мнение населения спрашивают на самых ранних стадиях.
Возьмем поезд метро «Москва-2024», тот самый знаменитый, который уже получил международную премию, которым мы действительно гордимся, потому что делали дизайн и интерьера, и экстерьера; там много, в том числе, технологических фишек, удобные USB-зарядки, климат-контроль, специальные технологии, использованные в отделочных материалах. Но выбор все равно оставался до последнего за тем самым обычным человеком. Изначально мы сделали три варианта интерьера, все концепции воплотили в макетах. Три макета было выставлено на Урбанфоруме в Москве в прошлом году. Любой посетитель выставки мог выбрать тот вариант интерьера, который ему нравился. И вот тот вариант, который победил в голосовании, мы взяли за основу, и он именно реализован в поезде «Москва-2024», который сейчас уже курсирует в московском метро.
- У вас скоро премьера фильма о промышленном дизайне...
- Сейчас это мой любимый проект. В этом году 2050.ЛАБ исполнилось 5 лет. И как-то мы решили, что не просто студия промышленного дизайна, а, по сути, продюсеры отрасли. Мы занимаемся просвещением, у нас есть свой образовательный центр, создано много программ для лектория, например, на тему того, что такое промышленный дизайн, зачем он нужен нашей промышленности, людям вообще. И в этом году мы решили просто сотворить что-то невероятное. Собрали двенадцать, не побоюсь этого слова, евангелистов промышленного дизайна России, действительно гуру, экспертов, состоявшихся профессионалов. В том числе Сергей Смирнов, Сергей Хельмянов, Глеб Визель, Святослав Саакян, наш Алексей Шаршаков, Евгений Маслов. С каждым из них поговорили. А что такое промышленный дизайн? Есть ли в нем какие-то правила сейчас: для заказчика, для дизайнера? По каким законам живет эта отрасль, как развивается, чего точно делать нельзя и никогда не будет, а что нужно делать, чтобы было понятнее для промышленности, зачем им этот дизайн в принципе нужен? И вот эта серия интервью легла в основу такого очень дискуссионного фильма, который мы назвали «Правила промышленного дизайна». Мы, конечно, не претендуем на лавры Дитера Рамса и его «Принциповдизайна», но мы решили, что кто-то должен это сделать. И те правила, которые мы вывели в этом фильме, их получилось тоже двенадцать, столько же, сколько, собственно, наших евангелистов. Это не окончательные и нефундаментальные правила, высеченные на скрижалях. Это точка для старта общественной и профессиональной дискуссии о том, что ждет отрасль, как ее поддержать и сделать еще сильнее.
Очень надеюсь, что осенью мы сделаем премьеру, очень надеюсь, что это станет началом большой и важной дискуссии, которая останется в истории как некая точка отсчета современного, национального промышленного дизайна России.
- В российском промышленном производстве много еще осталось тех, кто достаточно пренебрежительно относится к промышленному дизайну?
- Они всегда есть, были и будут. Таких действительно много. Конечно, в последние пару лет к промышленному дизайну привлекают внимание на самом высоком уровне: тот же Закон о креативных индустриях недавно принят Госдумой. Но пока еще нам, как продюсерам отрасли, есть с чем поработать. Потому что до сих пор промышленные предприятия, особенно с историей, консервативные, воспринимают промышленный дизайн как украшательство. Как что-то, за что нужно заплатить денег и «налепить бантиков»: сделать что-то не обязательное, непонятно зачем. На самом деле существует много подтвержденных исследований на эту тему, что использование промышленного дизайна в производстве серийной продукции повышает ее конкурентоспособность - это уже просто 200 процентов. Нам действительно нужно поработать над конкурентоспособностью российской промышленности и внутри страны, и на международном рынке. Промышленный дизайн - та самая точка инноваций, которая может все это двигать. Но наша индустрия - еще про удобство использования, про то, что ты берешь телефон или заходишь в лифт и чувствуешь себя чуть счастливее, чем был до этого. Потому что тебе красиво, тебе удобно, тебе понятно, тебе хочется тут находиться и этим пользоваться. Это и рождает покупательский спрос, в том числе. И я надеюсь, что мы эту мысль, системно работая над просвещением производственников и населения в целом, будем доносить.